Как утверждал психолог Эрик Берн, все люди рано или поздно в своей жизни играют в игры. А у гениальных людей и игры, конечно, уникальны. Даже если они только родились…
Вы мечтаете иметь одаренных детей или внуков, которые овладеют множеством знаний, творческих профессий, станут деловыми и предприимчивыми? Теперь это возможно осуществить, так как изобретены и проверены на практике специальные игры для гениев. Эти игры можно организовать в любом детском возрасте, но лучше начинать как можно раньше, еще до исполнения года. Можно сказать, что в период развития ребенка до пяти лет, по существу, происходит расширение возможностей генотипа. Главное, что нужно знать родителям, это те возможности интеллектуального развития, которых может достигнуть их ребенок. Приведем несколько универсальных методов, разработанных системой «МИР» (программой «Мощный интеллект – ребенку») в конце XX века. Так, физический возраст от 0 до З-х-4-х месяцев соответствует «лежачему» положению ребенка в детской кроватке. Однако это далеко не пассивный период жизни ребенка. В этот период рекомендуется окружить малыша простыми геометрическими образами и буквами, звуками и простыми музыкальными образами.
С третьего месяца младенцу надо давать возможность привыкать к более сложным изображениям животных, растений и цветов. Каждый образ должен быть озвучен, иметь свое название. В последние годы ни у кого из специалистов не вызывает сомнение то, что ранний показ картинок, изображений объектов из будущей области деятельности ребенка приводит к развитию талантов и феноменальным способностям. В возрасте от 3-х до 4,5 месяцев, благодаря началу освоения движения руками и пальчиками, возможности интеллектуального развития ребенка значительно расширяются.
Постарайтесь организовать любимую развивающую игру малыша «Игрушкобол». По-другому «Игра в Ньютона» – сбрасывание и наблюдения малышом падения различных предметов: кубиков, мячиков и других игрушек из разных материалов. Нужно постараться, чтобы свои первые перевороты на животик ребенок сделал из любопытства: «Что это там грохочет, после того как кубик куда-то делся от моего прикосновения?». Вы навсегда избавитесь от будущих проблем инфантильности ребенка в школе, отсутствия интереса к учебе.
Возраст от 4-х до 6 месяцев характеризуется началом ползания. Сделайте так, чтобы ваша кроха смогла «случайно» находить по пути своего следования карточки с буквами.
С целью оптимального развития слуха и творческих музыкальных способностей создайте малышу условия для самостоятельного извлечения звуков. Слева от ребенка за стенкой кроватки установите синтезатор или пианино, покажите, как извлекать и назовите звуки: «это — медведь», «это — волк», «это – заяц». Нарисуйте изображение этих образов нотами на нотном стане. Покажите малышу одну карточку, попросите сыграть «медведя» и т.д. Период от 6 до 8-12 месяцев начало «сидячего» положения ребенка.
За это время не менее половины детей могут научиться читать. А гениальность тесно связана с ранним обучением чтению. Малыш с удовольствием приносит по просьбе карточки с буквами, составляющими слоги, слово на карточке и т.д. Поиграйте с ним в «журналиста». Это игра, кроме закрепления знания букв, дает физическое развитие ребенку, ведь он с удовольствием проползает несколько сотен метров ежедневно! Подарив своему ребенку бумагу и карандаши, вы подарите ему талант художника. Удовлетворите потребность чертить, «изводить» ежедневно десяток листов бумаги. В возрасте от одного до двух лет наилучшие условия развития творческих способностей ребенка будут созданы, если у вас есть пишущая машинка или компьютер. Малыш должен иметь к ним доступ по 10—15 минут в день. В это время ребенок вполне способен начать перепечатывать отдельные слова и предложения под диктовку. Все это возможно, если вы исключите даже упоминания об обычных компьютерных играх – «развлекалках», которые являются самым страшным злом для развития ребенка. Гениального шахматиста легче всего начинать развивать в возрасте 1,5 лет. Можно начинать играть, поначалу ставя на доску по одной фигуре с целью «догнать» или «поймать» одной фигурой другую.
Для развития качеств будущего руководителя предоставляйте своему малышу возможность «руководить», например, указывать пальчиком, сидя у вас на руках, куда идти во время закупок продуктов, какие предметы использовать во время приготовления блюд. Научившиеся рано читать малыши могут вести свой дневник. К 4 годам такие дети обнаруживают большую потребность сочинять, записывать сказки, если вы проявите заинтересованность. Дети чрезвычайно любят записывать свои сказки на видео- и аудиопленку («Игра в режиссера и актеров»).
Время прогулок превратите в путешествия: «Игра в геолога», во время которой вы собираете интересные камушки. Во время «Путешествия Дарвина» записывайте всех животных, встретившихся на пути. Во время прогулки «Путешествие Мичурина» «записывайте» природу: растения, цветы; собирайте листья, образцы плодов. Во время «Путешествия Петра I» записывайте и пересчитывайте: технику, марки автомобилей, строения, предприятия. В период от 5 до 7—8 лет такие дети с удовольствием играют в «Школу», осваивая материал школьной программы за 5-7 класс, а к 12 годам — программу основной школы за 9-10 класс. К сожалению, как вы понимаете, большой проблемой на пути таких детей является общеобразовательная школа, где педагоги не подготовлены для работы с развитыми детьми. Пока что наибольших результатов добиваются сами родители, которые, во-первых, хорошо владеют игровыми методами и, во-вторых, занимаются ребенком самостоятельно или прибегают к услугам специалистов, отказавшись от услуг школы. Известно много таких примеров из прошлого. Так, Лео Винер, который с самого рождения воспитывал сына по специальной методике в конце XIX века, привел в школу семилетнего Норберта Винера – будущего основоположника кибернетики – не для учебы, а для того, чтобы сдать выпускной экзамен. И везде в успехах детей «виноваты» были сами родители, решившие помочь своему ребенку развиваться. Развитый – значит, сильный! Итак, если вы решили заняться ранним развитием своего ребенка, следует запомнить: это многолетний, кропотливый труд, требующий постоянной включенности в жизнь вашего ребенка, постоянного творческого напряжения, значительных затрат времени. Если вы твердо уверены, что раннее развитие – это путь к взаимопониманию с вашим ребенком, если вы хотите наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества – тогда смело приступайте к делу. Ну, а если в глубине вашей родительской души затаился червячок тщеславия, если вы тайно мечтаете воспитать гения, то лучше сразу остановитесь. Ведь иначе вместо радостного сотрудничества с малышом, вместо бескорыстного восхищения его совершенно неожиданными успехами, ваша и его жизнь превратится только в унылую дрессировку.
Материал предоставлен директором ДОЦ «Развитие»
Яной Георгиевной Бобрешовой