Главная страница Карта сайта Обратная связь
РАЗВИТИЕ - детский образовательный центр
Телефон:
+7 (473) 300-36-06
Детский центр "Развитие"
Студия интуитивного рисования "Шедевр"

Проблемы обучения и проблемы научения!

Написано 20 марта, 2020 в категории Статьи от детского центра

Проблемы обучения и проблемы научения!

В условиях современной жизни многие родители не могут выделить сво-бодное время для общения с детьми и их развития. Так уж вышло, что большинство родителей работают допоздна. В лучшем случае они успева-ют проверить выполнение домашних заданий, а надеяться, что школа сде-лает все остальное за них, по – крайней мере, неразумно. Упуская ребенка на стадии формирования всех базовых процессов, от которых зависит дальнейшая успешность Вашего чада, надеяться, что все само-собой все сформируется и разовьется просто глупо… Но вот проходит год, два, три… волшебного превращения не происходит. В результате к пятому классу мы имеем, в лучшем случае, троечника с демонстративным поведением, про-блемами с учителями, состоящем на внутришкольном контроле. Тогда ро-дители вспоминают психологов, психиатров и прочих специалистов, но, к сожалению, что- то исправить уже, очень сложно!
Таких детей, как правило, ведет школьный психолог, но нет разработок программ факультативных занятий в условиях школы, способствующих целенаправленному и систематическому развитию систем восприятия. Да и группы, как правило, состоят из 10-14 человек.

Уважаемые родители! Если вы действительно беспокоитесь за благополу-чие и успешность своего ребенка, вовремя обращайтесь к специалистам. Эти проблемы достаточно легко решаются в 5-6 летнем возрасте. Далее этот путь становиться гораздо длиннее и более трудоемким. Ведь наш мозг активно развивается до 10 летнего возраста, и чем раньше Вы обратитесь к специалистам нейропсихологам, тем эффективнее и дешевле, что немало-важно в условиях современной экономики, будет процесс развития и кор-рекции функциональных систем головного мозга. Следует отметить, что в большинстве случаев эти пробле¬мы не существуют по отдельности, а обра-зуют целый ком¬плекс.
Прежде всего, нужно понять, из чего же складывается грамотность, и про-анализировать каждое звено в отдельности.
Грамотность складывается из трех основных блоков, подобно пазлам, а из них то и складывается целостная картинка.
Аспекты грамотности:
1. Первый из них — нейропсихологический. Это функциональная го-товность ребенка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать.
2. Второй аспект — социаль¬но-педагогический, в котором важно учесть характер общения ребенка со взрослыми, его игровое развитие в до-школьном воз¬расте, отношение в семье к чтению.
3. Третий аспект — психоло¬гический, то есть уровень мотивации ребен-ка к занятиям пись¬мом, чтением и к обучению вообще.
Все три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодей¬ствуют друг с другом и зависят один от другого.

Что должно насторожить родителей, или ошибки, которые допускают дети:
— отсутствие пропусков между словами и предложениями;
— не соблюдаются границы полей в тетради, написание слов на другой станице;
— зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в», … пере¬вернуты в другую сторону;
— повторение одной и той же буквы: пироп вместо пирог;
— замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр);
— ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель;
— пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин);
— забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв;
— нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком круп¬ное написание, резкое колебание почерка (от мелкого — к крупно-му)
При чем тут нейропсихология
Оказывается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и ин¬теллектом может писать неграмотно из-за незрелости некото¬рых отделов мозга, отве-чающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится при-чиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, не-удовлетво¬рительного поведения на уроках (Соболева, 2002). Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших по¬лушарий го-ловного мозга. Правое полушарие преимуществен¬но отвечает за целостный образ, какого-либо предмета или слова, а левое — за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что до-минирует правое полушарие, а левое недостаточно сформи¬ровано. Именно поэтому довольно часто можно встретить активных школьников с ярким воображением, но абсолютно неграмотных!
Хотите убедиться, что ошибки в русском языке часто проис¬ходят не из-за детской лени, а из-за особенностей нейропсихологического развития, ха-рактерных для современных детей?
Попробуем популярно объяснить, с функционированием каких отделов мозга связана грамотность.
Все отделы мозга, по А. Р. Лурия, условно разделены на три блока. Рас-смотрим работу каждого блока в отдельности.
1. Первый блок
Первый блок мозга отвечает за активацию мозга. Если первый блок недо-статочно развит, то ребенок быстро утомляет¬ся, то есть, просто энергетиче-ского ресурса хватает ненадолго. Это, как ни печально, часто расценивает-ся учителем как интеллектуальная несостоятельность. На самом деле такие дети могут быть очень смышлеными и сообразительными.
Признаки, указывающие на это:
Дети на уроке зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начина¬ют вертеться, ронять карандаши и ручки, строить рожицы и ме¬шать другим.
Решение проблемы:
Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Это можно сделать с помощью специальной дыхательной гимна-стики, специального массажа и двигатель¬ной коррекции.
2. Второй блок
Блок приема, переработки и хранения информации включает в себя основ-ные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые отделы которых рас¬положены в задних отделах больших полушарий. Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориен-тации. Кроме того, второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для правильного различения букв.
Признаки, указывающие на это:
Это проявляется в зеркальном написании букв, пута¬нице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках при-менения правил грамматики.
Решение проблемы:
Специальные упражнения, дыхательная гимнастика и двигатель¬ная коррек-ция.
3. Третий блок
Третий структурно-функциональный блок мозга — блок программи-рования и контроля отвечает за протекание психической деятельности. При недостаточном развитии третьего блока — блока про¬граммирования и кон-троля — ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет!
Признаки, указывающие на это:
Во-первых, не соблюдаются учебные правила: ребенок не умеет действо-вать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а пишет все равно с глупыми ошибками).
Во-вторых, не соблюдает об¬щие нормы поведения. Ребенок может встать во время урока, играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают.
Решение проблемы:
Специальные упражнения, дыхательная гимнастика и двигатель¬ная коррек-ция.
Таким образом, получается замкнутый круг: как бы репетиторы ни мучили своих учеников, грамотно писать они не будут, если не устра¬нить истинную причину. А причина одна – сбой в системе под названием головной мозг.
Можно ли без помощи нейропсихологов справиться с данной ситуацией? Да, можно. Для этого необходимы благопри¬ятные обстоятельства развития мозга ребенка. При каких условиях это может произойти?
— Во-первых, если ребенок жи¬вет за городом, в хороших экологических условиях и его мозг насыщается кислородом активнее, чем мозг го-родских детей.
— Во-вторых, если он не сидит за компьютером, а играет со сверст-никами в различные игры, правила которых выдумываются и допол-няются по ходу игры.
— В-третьих, занимается активны¬ми физическими упражнениями. Но даже при этом у боль¬шинства детей отмеченные трудности сохраня-ются или вооб¬ще прогрессируют.
Что же предпринять любящему родителю, желающим на¬учить ребенка родному языку? Постоянно напоминать о его «глупых ошибках» и отвра-тительном почерке? Нарисовать страшную картину будущего всех безгра-мотных людей? Нанять репетитора или стать им? Засадить за дополнитель-ные заня¬тия?
Можем сказать сразу: ни один из вышеперечисленных спо¬собов не будет достаточно эффективным. Более того, подобные действия нанесут ре¬бенку моральную травму: к трудностям овладения родным язы¬ком прибавится еще и страх, еще и ненависть к предмету, еще и досада на родителей…
Помочь ребенку может хороший специалист, знающий не только тонкости русского языка, но и основы нейропсихологии, понимающий, что происхо-дит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка. Специалист, который сможет переключить с помощью специальных упражнений и методик те самые неработающие функции (или поврежденные участки мозга) на сосед-ние здоровые области. Это даст возможность ликвидировать проблемы нервно-психологического развития детей.

Чем занимаются нейропсихологи в нашем центре, чтобы преодолеть ком¬плекс проблем?
1. По специальным методикам происходит диагностика, включающая в себя определение зон и областей поражения головного мозга.
2. Правильное составление развивающих программ.
3. Используя специальные методики, попытаться «заставить» мозговые структуры перераспределить функции и стабилизировать энергетиче-ский потенциал головного мозга.

При написании данной статьи использовался материал сотрудников Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии Е.Н. Емельяновой и А.Е. Соболевой.