Главная страница Карта сайта Обратная связь
РАЗВИТИЕ - детский образовательный центр
Телефон:
+7 (473) 300-36-06
Детский центр "Развитие"
Студия интуитивного рисования "Шедевр"

Написано 27 июля, 2012 в категории Статьи от детского центра

Причем тут нейропсихология?

В условиях современной жизни многие родители не могут выделить свободное время для общения с детьми и их развития. Так уж вышло, что большинство родителей работают допоздна. В лучшем случае они успевают проверить выполнение домашних заданий, а надеяться, что школа сделает все остальное за них, по  крайней мере, неразумно. Упуская ребенка на стадии формирования всех базовых процессов, от которых зависит дальнейшая успешность Вашего чада, надеяться, что все само-собой все сформируется и разовьется просто глупо… Но вот проходит год, два, три… волшебного превращения не происходит. В результате к пятому классу мы имеем, в лучшем случае, троечника с демонстративным поведением, проблемами с учителями, состоящем на внутришкольном контроле. Тогда родители вспоминают психологов, психиатров и прочих специалистов, но, к сожалению, что-то исправить уже, очень сложно!

Таких детей, как правило, ведет школьный психолог, но нет разработок программ факультативных занятий в условиях школы, способствующих целенаправленному и систематическому развитию систем восприятия. Да и группы, как правило, состоят из 10-14 человек.

Уважаемые родители! Если вы действительно беспокоитесь за благополучие и успешность своего ребенка, вовремя обращайтесь к специалистам. Эти проблемы достаточно легко решаются в 5-6 летнем возрасте. Далее этот путь становиться гораздо длиннее и более трудоемким. Ведь наш мозг активно развивается до 10 летнего возраста, и чем раньше Вы обратитесь к специалистам нейропсихологам, тем эффективнее и дешевле, что немаловажно в условиях современной экономики, будет процесс развития и коррекции функциональных систем головного мозга. Следует отметить, что в большинстве случаев эти проблемы не существуют по отдельности, а образуют целый комплекс.

Прежде всего, нужно понять, из чего же складывается грамотность, и проанализировать каждое звено в отдельности.

Грамотность складывается из трех основных блоков, подобно пазлам, а из них то и складывается целостная картинка.

Аспекты грамотности:

1. Первый из них — нейропсихологический. Это функциональная готовность ребенка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать.

2. Второй аспект — социально-педагогический, в котором важно учесть характер общения ребенка со взрослыми, его игровое развитие в до-школьном возрасте, отношение в семье к чтению.

3. Третий аспект — психологический, то есть уровень мотивации ребенка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще.

Все три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого.

 

Что должно насторожить родителей, или ошибки, которые допускают дети:

— отсутствие пропусков между словами и предложениями;

— не соблюдаются границы полей в тетради, написание слов на другой станице;

— зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в», … перевернуты в другую сторону;

— повторение одной и той же буквы: пироп вместо пирог;

— замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр);

— ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель;

— пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин);

— забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв;

— нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого — к крупному)

При чем тут нейропсихология

Оказывается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках (Соболева, 2002). Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, какого-либо предмета или слова, а левое — за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что до¬минирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто можно встретить активных школьников с ярким воображением, но абсолютно неграмотных!

Хотите убедиться, что ошибки в русском языке часто происходят не из-за детской лени, а из-за особенностей нейропсихологического развития, характерных для современных детей?

Попробуем популярно объяснить, с функционированием каких отделов мозга связана грамотность.

Все отделы мозга, по А. Р. Лурия, условно разделены на три блока. Рассмотрим работу каждого блока в отдельности.

1. Первый блок

Первый блок мозга отвечает за активацию мозга. Если первый блок недостаточно развит, то ребенок быстро утомляется, то есть, просто энергетического ресурса хватает ненадолго. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность. На самом деле такие дети могут быть очень смышлеными и сообразительными.

Признаки, указывающие на это:

Дети на уроке зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, строить рожицы и мешать другим.

Решение проблемы:

Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Это можно сделать с помощью специальной дыхательной гимнастики, специального массажа и двигательной коррекции.

2. Второй блок

Блок приема, переработки и хранения информации включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые отделы которых расположены в задних отделах больших полушарий. Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентации. Кроме того, второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для правильного различения букв.

Признаки, указывающие на это:

Это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках применения правил грамматики.

Решение проблемы:

Специальные упражнения, дыхательная гимнастика и двигательная коррекция.

3. Третий блок

Третий структурно-функциональный блок мозга — блок программирования и контроля отвечает за протекание психической деятельности. При недостаточном развитии третьего блока — блока программирования и контроля — ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет!

Признаки, указывающие на это:

Во-первых, не соблюдаются учебные правила: ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а пишет все равно с глупыми ошибками).

Во-вторых, не соблюдает общие нормы поведения. Ребенок может встать во время урока, играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают.

Решение проблемы:

Специальные упражнения, дыхательная гимнастика и двигательная коррекция.

Таким образом, получается замкнутый круг: как бы репетиторы ни мучили своих учеников, грамотно писать они не будут, если не устранить истинную причину. А причина одна – сбой в системе под названием головной мозг.

Можно ли без помощи нейропсихологов справиться с данной ситуацией? Да, можно. Для этого необходимы благоприятные обстоятельства развития мозга ребенка. При каких условиях это может произойти?

— Во-первых, если ребенок живет за городом, в хороших экологических условиях и его мозг насыщается кислородом активнее, чем мозг городских детей.

— Во-вторых, если он не сидит за компьютером, а играет со сверстниками в различные игры, правила которых выдумываются и дополняются по ходу игры.

— В-третьих, занимается активны¬ми физическими упражнениями. Но да-же при этом у большинства детей отмеченные трудности сохраняются или вообще прогрессируют.

Что же предпринять любящему родителю, желающим научить ребенка род-ному языку? Постоянно напоминать о его «глупых ошибках» и отвратительном почерке? Нарисовать страшную картину будущего всех безграмотных людей? Нанять репетитора или стать им? Засадить за дополнительные занятия?

Можем сказать сразу: ни один из вышеперечисленных способов не будет достаточно эффективным. Более того, подобные действия нанесут ребенку моральную травму: к трудностям овладения родным языком прибавится еще и страх, еще и ненависть к предмету, еще и досада на родителей…

Помочь ребенку может хороший специалист, знающий не только тонкости русского языка, но и основы нейропсихологии, понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка. Специалист, который сможет переключить с помощью специальных упражнений и методик те самые неработающие функции (или поврежденные участки мозга) на соседние здоровые области. Это даст возможность ликвидировать проблемы нервно-психологического развития детей.

 

Чем занимаются нейропсихологи в нашем центре, чтобы преодолеть комплекс проблем?

1. По специальным методикам происходит диагностика, включающая в себя определение зон и областей поражения головного мозга.

2. Правильное составление развивающих программ.

3. Используя специальные методики, попытаться «заставить» мозговые структуры перераспределить функции и стабилизировать энергетический потенциал головного мозга.

 

 

Сотрудников Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии Е.Н. Емельянова и А.Е. Соболева.