Главная страница Карта сайта Обратная связь
РАЗВИТИЕ - детский образовательный центр
Телефон:
+7 (473) 300-36-06
Детский центр "Развитие"
Студия интуитивного рисования "Шедевр"

Написано 11 января, 2010 в категории Статьи от детского центра

Педагогические системы развития детей

Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается»  человек. Каждый новорожденный обладает величайшим генетическим даром – человеческим мозгом. Единственная задача состоит  в том, чтобы обеспечить подходящую обстановку для его роста и развития.

Поиском ключевого средства умственного развития детей дошкольного возраста занимался выдающийся отечественный психолог Леонид Абрамович Венгер, родившийся в 1925 году в г. Харькове. Заслуга Венгера заключается в том, что ему удалось разработать теорию развития познавательных способностей ребенка. К этой теории Венгер пришел не сразу, а в результате долгих и тщательно проверяемых экспериментальных исследований. Принципиальным в теории является положение, согласно которому ребенок не может сам по себе без помощи взрослого достичь высокого уровня развития восприятия. Данное обстоятельство не только подчеркивает ведущую роль взрослого в детском развитии, но и является обоснованием необходимости специальной образовательной работы  с детьми этого возраста. Следует отметить, что книга Венгера «Восприятие и обучение» может служить образцом научного исследования в детской психологии.

В выполненных под руководством Венгера исследованиях   было блестяще подтверждено, что именно развитие способностей к  наглядному моделированию является важнейшим фактором в умственном развитии дошкольников. Как оказалось, развитие этих способностей приводит к существенным сдвигам в психическом развитии детей дошкольного возраста. У них развивается не только речь, но и произвольность поведения в целом. Венгер показал, что способность к наглядному моделированию не является привнесенной взрослым извне. Она отражает закономерный путь развивающегося детского сознания, поэтому роль взрослого состоит в максимальном обогащении этого процесса. В результате многолетних исследований была разработана комплексная программа, направленная на развитие познавательных способностей, которая так и называлась «Развитие». Дети, обучавшиеся по этой программе, достигали высокого уровня познавательного развития. Они становились успешными в различных видах детской деятельности в дошкольном возрасте и в дальнейшем показывали высокие результаты в школе.

Программа «Развитие»  разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной , и включает в себя следующие виды занятий: ознакомление с пространством, логическими отношениями, художественной литературой, формирование математических представлений, развитие речи, грамоту, конструирование, экологию, изобразительное искусство.  На занятиях по ознакомлению с пространством дети с 4-х летнего возраста обучаются прочтению и изображению планов разных пространственных ситуаций, начиная с кукольной комнаты. Именно в этом возрасте ребенок, по свидетельству психофизиологических исследований, наиболее восприимчив к такого рода обучению. А к 7 годам дети не только умеют изображать план комнаты, здания, местности, но и с успехом читают карты своего района, города. На занятиях логикой дети учатся выявлять и учитывать существенные признаки предметов и явлений, устанавливать отношения между ними. Сложные отношения становятся понятны и доступны для анализа, если они представлены с помощью наглядных моделей (кругов Эйлера или логического дерева). Наглядные модели различных типов используются и на занятиях математикой. Это дает возможность сделать представления детей обобщенными (использовать их для решения широкого круга задач).В конструировании дети постепенно учатся «читать» и создавать планы построек ( сначала в одной плоскости, а позднее – в трех), что позволяет им более четко ориентироваться в реальных предметах, учитывать их пространственную многомерность, но самое главное – создавать новые конструкции, правильно воплощать свои замыслы в материале. На занятиях по развитию речи дети учатся выделять в изучаемых произведениях главное (персонажей и их действия), используя особые средства – кружки и квадраты разных цветов и размеров, которые выступают заместителями реальных персонажей, составлять наглядные модели для пересказа.  На занятиях грамотой с 4-х лет дети занимаются звуковой стороной речи, учатся выделять в словах звуки и составлять модели из фишек, соответствующих звукам, и др., осваивая азы фонетики и морфологии, плавно переходя к чтению. Программа «Развитие» уделяет также большое место игре, которая так важна для полноценной жизни дошкольника и вносит немалый вклад в его умственное и социальное развитие. Такие занятия предусматривают совместную игру взрослого с детьми, в процессе которой ребенок овладевает азами игровой деятельности, а затем и более сложными ее формами (сюжетной игрой, игрой с правилами). Приобретенные в совместной деятельности со взрослыми способы игровой деятельности создадут основу для свободной самостоятельной игры ребенка, научат вступать в содержательное общение со сверстниками, подчиняться игровым правилам.

Последние работы Венгера были посвящены изучению умственного развития одаренных детей. Он первым в стране организовал специальное обучение группы умственно одаренных дошкольников. Дошкольники, освоившие программу «Одаренный ребенок» показали высокие результаты в школе и после ее окончания.

Линия исследований, предложенная  Л.А. Венгером,  продолжает привлекать к себе внимание как отечественных, так и зарубежных специалистов и реализуется в работе лаборатории способностей и творчества Института развития дошкольного образования и организованного Венгером центра «Развитие », в дальнейшем названного его именем.

Пройдя столетний путь, не только сохранилась в авторском варианте, но и усилила свои позиции, прочно заняв определенную нишу в мировом педагогическом процессе, система выдающегося итальянского педагога, психолога, философа Марии Монтессори.

Педагогическая система Монтессори является системой саморазвития. Мария Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию и определила главной задачей воспитателя создание активной развивающей среды, в которой нет случайных предметов и деталей. Каждый элемент такой среды должен выполнять строго определенную функцию. В своей школе Монтессори навсегда убирает из класса парту, которая, как она полагает, ограничивает не только двигательную активность, но и познавательные способности ребенка. Парты заменяются легкими столиками и ковриками, которые ребенок может самостоятельно перенести по своему желанию в любой уголок комнаты.

Комната, в которой располагается монтессори – класс, разбит на пять зон, в которых сгруппирован тематический материал. В зоне практической жизни ребенок учится обслуживать себя и других. Здесь можно по-настоящему постирать вещи в тазике и погладить их горячим утюгом, нарезать овощи для салата, зашнуровать ботинки, пришить пуговицу. В зоне сенсорного развития, ребенок учится различать предметы по определенным признакам. Здесь находятся материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние. В математической зоне находится материал, который поможет ребенку освоить понятие количества и его связь с символом с помощью гениального банка золотых бусин, научиться уже в дошкольном возрасте выполнять математические операции (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень) с большими числами. В языковой зоне дети учатся чтению и письму. И, наконец, «космическая» зона. Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире. Все Монтессори – материалы удивительно конкретны и наглядны и позволяют ребенку не просто принимать на веру слова учителя, а на основании собственного опыта убеждаться, что в сотне десять десятков, а дважды два – и в самом деле четыре, а Земля действительно вращается вокруг Солнца.

Однако, великолепно развивая аналитические способности, мелкую моторику, то есть, те сферы деятельности, которые контролирует левое полушарие, Монтессори – педагогика практически не уделяет внимание «творческому» правому полушарию. Творческие игры здесь считают бесполезными, не помогающими, а напротив тормозящими интеллектуальное развитие ребенка. На самом деле психологические исследования последнего столетия доказывают, что без ролевой игры невозможно не только нормальное эмоциональное, но и интеллектуальное развитие.

На сегодняшний день существует  много других педагогических методик. Но методики  Л.А.Венгера и Марии Монтессори по моему мнению  заслуживают особого внимания, а также  дополняют друг друга. Имея шестилетний опыт работы по программе Венгера, в этом году наш центр «Развитие» начал творческий эксперимент по совмещению программ «Развитие» с развивающей средой Марии Монтессори для получения высоких результатов в развитии познавательных способностей дошкольников.