Главная страница Карта сайта Обратная связь
РАЗВИТИЕ - детский образовательный центр
Телефон:
+7 (473) 300-36-06
Детский центр "Развитие"
Студия интуитивного рисования "Шедевр"

гиперактивность

Написано 22 марта, 2015 в категории Статьи от детского центра

Как выявить гиперактивность?

В повседневной жизни довольно часто можно услышать от родителей и родственников подвижного малыша, что он «гиперактивный». Этот термин стал нарицательным – если ребенок много двигается, громко разговаривает, привлекает к себе внимание взрослых, то его почти сразу начинают называть гиперактивным. На самом же деле довольно редко такие малыши оказываются гиперактивными, так что же такое гиперактивность на самом деле? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это медицинский диагноз, который может поставить только врач (невролог, психотерапевт, психоневролог) на основании специальной диагностики, заключений различных специалистов. А родители могут только заметить симптомы СДВГ и обратиться к врачу для прояснения ситуации.

Что же в поведении малыша должно насторожить? Попробуем составить «портрет» гиперактивного ребенка.

Такой малыш еще в раннем детстве начинает отличаться от своих сверстников – только встав на ноги, он уже пытается не идти, а сразу бежать, он целый день куда-то торопится, ножки и ручки крохи будто живут своей собственной жизнью, не слушаясь своего хозяина – у него в руках постоянно что-то ломается, что-то падает или они просто трогают всё вокруг. Ноги при этом в постоянном движении – бегут, перепрыгивают, скачут, спотыкаются. Малыш может быть довольно любопытным – ему всё интересно, но интерес этот очень быстро проходит, внимание даже на очень привлекательных игрушках концентрируется крайне редко. Любознательность ему не свойственна, суть вещей и явлений малышу не интересна – возникает лишь сиюминутное любопытство, и если на его вопрос забудут ответить, то он и не переспросит – интерес уже пропадет.

Такие детки бываю несколько неуклюжи, имеют нарушения координации – часто роняют предметы, падают, ходят в синяках и ссадинах. Инстинкт самосохранения часто не развит, малыш не делает выводы из предыдущего опыта – только высохли слёзы от падения с горки, как он вновь пытается на неё залезть.

Гиперактивный малыш подвержен очень частым сменам настроения- сейчас он улыбается и хохочет, а уже через минуту начинает капризничать и плакать, после чего быстро успокаивается и бежит играть. Довольно часто ведет себя агрессивно и по отношению к другим детям, и к собственным родителям.

Самооценка у такого ребенка очень часто заниженная. Он с трудом усваивает новые навыкии часто не понимает задания.

Целый день ребенок находится в напряжении, расслабляется он только тогда, когда спит, но уложить его спать – целая проблема! Днём его уложить практически невозможно, а ночью он спит тревожно, часто просыпаясь.

Родителям такого малыша приходится очень и очень непросто – с самого рождения он мало спит, проявляет чудеса подвижности и за ним приходится постоянно следить – оставить его одного в комнате, даже на несколько минут просто опасно! Чересчур критичные родственники часто подвергают родителей критике за то, что они якобы разбаловали ребенка, «посадили его себе на шею». В транспорте и общественных местах малыш привлекает к себе повышенное внимание окружающих – ведет себя шумно, пытается все схватить, потрогать, не слушается родителей.

Если Вы прочитали это описание и во многом узнали своего ребенка, то сначала будет неплохо обратиться за консультацией к психологу, воспитателю Вашего малыша, учителю. Такие специалисты работают с большим количеством детей и могут отличить норму от патологии. Если же и у них возникнут подозрения, что у ребенка СДВГ, то необходимо обратиться к врачу. Чаще всего этот диагноз устанавливается в 4-5 лет, так как именно в этом возрасте уже явно заметны расстройства внимания, но современные методы диагностики позволяют выявить этот синдром и раньше.

Существуют чёткие диагностические критерии СДВГ:

1)Невнимательность з перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев)

1.Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

2.Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

3.Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.

4.Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

5.Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

6.Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).

7.Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

8.Легко отвлекается на посторонние стимулы.

9.Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

2)Гиперактивность (из перечисленных ниже признаков гиперактивности и импульсивности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев)

1.Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

2.Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3.Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

4.Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5.Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

6.Часто бывает болтливым.

3)Импульсивность

7.Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.

8.Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

9.Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Кроме того для постановки диагноза должны присутствовать еще 3 фактора:

- некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет.

- проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).

- имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.

Основываясь на данных критериях врач устанавливает диагноз, если же у Вас остаются сомнения в правильности диагноза, то необходимо обратиться и к другим специалистам – не только к неврологу, но и к педиатру, отоларингологу и др. Очень часто в основе трудностей малыша могут лежать проблемы со слухом или зрением, последствия черепно-мозговой травмы, некоторые нервные расстройства. Очень важно не перепутать СДВГ с темпераментом холерика.

Своевременно начатая коррекция СДВГ даёт хорошие результаты – помогает ребенку сохранить нормальную самооценку, избежать многих проблем в школе, в общении со сверстниками и взрослыми. Если начать психолого-педагогическую коррекционную работу с малышом в 4-5 лет, то к школе многие проявления СДВГ сойдут на нет. К сожалению, очень часто родители обращаются за помощью к специалистам лишь тогда, когда ребенок уже пошел в школу и у него начались серьёзные проблемы с успеваемостью. На этом фоне часто нарушается поведение ребенка, теряется интерес к учёбе.

Итак, Вы проконсультировались с врачом, диагноз СДВГ поставлен и теперь надо понять что делать дальше? В первую очередь совместно с врачом надо найти причины СДВГ, их выделяют 3 группы:

-генетические (наследственность),

-биологические (родовые травмы, органические поражения головного мозга и т.д.)

-социально–психологические (атмосфера в семье, алкоголизм родителей, неправильная линия воспитания и т.д.).

Исходя из причин СДВГ врач при необходимости назначает лекарственную терапию, часто она носит симптоматический характер.

Важно помнить, что такому малышу нужна психологическая помощь. Есть несколько основных задач в работе с детьми с СДВГ:

1)Нормализация обстановки в семье – важно научить родителей не создавать конфликтные ситуации с малышом;

2)Привить малышу навыки аккуратности, самоорганизации и развить у него чувство ответственности;

3)Научить ребенка правильному общению, контролю своих эмоций и поступков;

4)Установить контакт с воспитателями и учителям, донести до них информацию об особенностях ребенка и подключить их к коррекционной работе;

5)Повысить самооценку малыша, развить у него уверенность в собственных силах.

Каковы же практические рекомендации для родителей:

- Всегда убирайте опасные предметы из поля зрения,

-Создайте вокруг малыша спокойную обстановку, он очень чувствителен к эмоциям окружающих, как бы «заражается» ими

-Родителям важно выработать единую линию поведения в отношении ребенка и чётко её придерживаться,

- Не перегружайте ребенка занятиями, строго дозируйте нагрузки. Очень часто такие дети талантливы в разных областях и родители, желая максимально развить их «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, так как переутомление приводит к капризам и ухудшению поведения.

- Важно строго соблюдать режим ребенка, так как его нарушение приводит к переутомлению и перевозбуждению малыша.

- Количество запретов у ребенка должно быть разумным, старайтесь делать как можно меньше замечаний, лучше отвлеките ребенка,

- Чаще поощряйте ребенка за то, что получается, но делайте это в спокойном тоне, не перевозбуждая малыша,

- Когда просите малыша сделать что-то, старайтесь сделать свою речь короткой и понятной, не перегружайте её лишними указаниями.

- Общаясь с ребенком, старайтесь установить «контакт» глаз, следите, чтоб он не отвлекался.

- Не ограничивайте подвижность малыша, дайте ему возможность передвигаться во время спокойных заданий – чтения, конструирования.

- Важно подключать малыша к подвижным и спортивным играм, в которых можно получить разрядку. Ребенок должен понимать смысл и правила игры, учиться взаимодействовать с другими участниками. По возможности подберите доступный для малыша вид спорта.

- Такому малышу важно научиться расслабляться, Вы можете освоить элементы массажа, направленного на релаксацию и регулярно проводить его,

- Старайтесь сохранять хладнокровие и спокойствие, когда хотите отреагировать на неприятный поступок своего малыша. Попробуйте сделать несколько глубоких вдохов, сосчитайте до 10. Помните, что Ваша агрессия и слишком сильные эмоции порождают у малыша ответную агрессию и чувство вины.

- Если Ваш малыш оказался замешан в какой-то конфликт (например, на детской площадке) постарайтесь его погасить раньше, чем он получит «бурное» развитие.

- Если у Вас есть такая возможность, то повремените с оформлением такого ребенка в детский сад.

- Часто гиперактивным детям кажется, что родители их совсем не любят, они очень чувствительны, остро реагируют на запреты и ограничения. Именно поэтому такой ребенок сильно нуждается в родительской любви и понимании. Причем в безусловной любви, когда любят не за хорошие поступки и поведение, но просто за то, что он есть.

- Когда Вам станет особенно тяжело, вспомните, что при своевременно начатой коррекции СДВГ, при совместных усилиях психолога, родителей и педагогов малыша, выраженность симптомов значительно снижается. А к подростковому возрасту гиперактивность проходит.

Очень важно, чтобы к подростковому возрасту Вы и Ваш ребенок подошли без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности!